Новости
Приватизация ветеринарных услуг: международный опыт и ситуация в Узбекистане
Ветеринарные услуги традиционно финансируются, управляются и предоставляются государственным сектором в развивающихся странах. В развитых странах ветеринарные услуги предоставляются на частной основе по принципу «платит потребитель».
Но по мере роста поголовья скота в развивающих странах и возрастающего дефицита средств, выделенных на ветеринарные службы из государственного бюджета, падает эффективность оказания ветеринарных услуг.
Таким образом, постепенно развивающиеся страны переходят от преимущественно государственной ветеринарии к децентрализации, возмещению затрат, отказу от отдельных видов услуг, заключению контрактов с поощрением частных практикующих ветеринаров и приватизации ветеринарных услуг.
Рассмотрим примеры отдельных стран по приватизации ветеринарных услуг.
Новая Зеландия
Животноводческая отрасль Новой Зеландии высокоразвита, очень конкурентоспособна и в значительной степени ориентирована на экспорт. Сектор включает в себя крупные и средние коммерческие хозяйства. Владельцы скота имеют хороший средний уровень образования и дохода. Хорошо развиты ассоциации фермеров и ветеринаров.
Опыт Новой Зеландии по развитию ветеринарных услуг начался в 1930-х годах и зародился в ассоциациях частных владельцев скота, которые первоначально нанимали иностранных ветеринаров, когда в стране не было университетского образования в области ветеринарных наук.
Позже они лоббировали сначала получение государственной поддержки для обучения национальных ветеринаров за рубежом, а затем открытие факультета ветеринарных наук в Университете Мэсси.
Политика Новой Зеландии в области ветеринарных услуг различает «оспариваемую» деятельность, включающую услуги, не предоставляемые правительством, и «неоспариваемую» деятельность.
«Неоспариваемая» деятельность включает в себя функцию регулирования и ряд других государственных услуг, которые правительство предоставляет на различных условиях возмещения затрат.
Технические консультации (распространение), клинические и профилактические ветеринарные услуги, обеспечение лекарствами, вакцинами и искусственным осеменением являются «оспариваемыми» услугами и не предоставляются государством.
В прошлом Новая Зеландия предприняла несколько крупномасштабных и долгосрочных программ по искоренению болезней животных (например, туберкулез и бруцеллез у крупного рогатого скота), которые установили обязательную практику борьбы с болезнями для частных владельцев скота, при этом государственные службы проводят строгий контроль за стадами и продуктами.
Только услуги со значительными внешними эффектами остаются под прямой ответственностью правительства, например, контроль и сертификация стандартов качества животных и продукции.
В Новой Зеландии государственным ветеринарам запрещено заниматься частной практикой. По запросу они могут направить владельцам скота список квалифицированных частных практиков, работающих в их районе. Следовательно, вопрос конкуренции между государственными и частными ветеринарами не возникает.
В районах Новой Зеландии, где работает мало частных ветеринаров, владельцы скота сами выполняют ряд пара-ветеринарных функций. Они сами проходят обучение или нанимают помощников, обученных пара-ветеринарным навыкам. Это могут быть обладатели дипломов или сертификатов более низкого уровня.
Пара-ветеринарные специалисты всех уровней обеспечивают здоровый элемент конкуренции на рынке ветеринарных услуг в сферах, где создана частная практика, а также обслуживают территории, где выпускнику вуза работать невыгодно.
Кения
В 1980-х годах правительства всех стран Африки начали разрабатывать новую политику и законы, обеспечивающие участие частного сектора в оказании ветеринарных услуг.
В 1980 году Правительство Кении поручило найти более рациональные способы оказания ветеринарных услуг. К 1986 году начались выборочно первые эксперименты по возмещению затрат. Фермеры, которые, как считалось, получали явные и осуществимые выгоды от содержания скота, должны были платить за услуги по полной стоимости. В то же время бедные ресурсами фермеры продолжали пользоваться субсидируемыми услугами.
К 1988 году было отменено гарантированное трудоустройство в государственном секторе для специалистов, окончивших различные зоотехнические учебные заведения, что стимулировало их переход в частную практику.
Приватизация служб искусственного осеменения в Кении была проведена в 1991 году. Приватизация полевых служб привела к тому, что услуги стали предоставлять частные ветеринары, молочные кооперативы, фермерские организации и отдельные фермы, при этом большая часть частных услуг искусственного осеменения была сосредоточена в районах с высокой плотностью поголовья молочного скота.
Первые частные услуги в этом направлении предлагались в центральных и восточных провинциях. К 1995 году частные услуги искусственного осеменения были запущены во всех провинциях.
В 1994 году Ветеринарная ассоциация Кении (KVA) запустила схему приватизации (Схема ветеринарной приватизации Кенийской ветеринарной ассоциации), чтобы предоставить членам кредиты для открытия частной практики.
Первый этап схемы (1994–1996 годы) был признан успешным, поскольку кредиты были погашен на 100%. Второй этап проекта (с 1997 года) характеризовался небольшим количеством заявок на получение кредитов, что привело к увеличению стоимости администрирования кредита на единицу. На этом этапе наблюдались дефолты по погашению кредита.
В рамках разделения затрат и активизации приватизации сектора правительство Кении также создало специальную схему кредитования для пара-профессионалов. Кредиты предоставлялись для приобретения мотоциклов по субсидированной цене. Срок погашения кредита составлял 3 года.
В итоге к 1995 году Ветеринарным советом Кении было зарегистрировано в общей сложности 154 частные клиники.
На основе мирового опыта приватизации, на Технической консультации ФАО в марте 1997 года был составлен список ветеринарных услуг, предназначенный в качестве руководства для рассмотрения правительствами. В этом списке ветеринарные услуги разделены на 3 группы.
1. Услуги, находящиеся в сфере ответственности государственного сектора, но не обязательно предоставляемые государственными организациями администрацией:
2. Услуги под разделенной государственной и частной ответственностью:
3. Услуги, находящиеся в сфере ответственности частного сектора:
Источник: FAO |